Про толерантность

Благотворительный фонд «ОМК-Участие», Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» (г. Москва) и управление образования администрации г.о.г. Выкса 24 ноября организовали зональную конференцию для педагогов в рамках проекта, реализуемого в округе  с 2014 г.  «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам как условие успешной инклюзии», который был направлен на переориентацию общественного и профессионального сознания по отношению к детям-инвалидам, детям с ОВЗ; на изменение стереотипности мышления педагогов по отношению к возможностям обучения детей-инвалидов в школе; на нейтрализацию негативного отношения родителей обычных школьников к детям-инвалидам и их семьям.

Цель конференции – подведение итогов проекта и решение, над чем предстоит работать в дальнейшем, а также распространение положительного опыта в сфере инклюзивного образования в других городах  Нижегородской области.

Участники конференции –  более 400 педагогов г. Выкса и других городов Нижегородской области. Спикер конференции – Председатель Попечительского совета БФ «ОМК-Участие» И.И. Седых.

Педагогическая конференция по толерантности прошла в необычном формате: кроме выступлений выксунских и нижегородских педагогов по темам: «Уроки доброты – о самом главном», «О чем говорят дети?», «Как изменилось отношение родителей», «Инклюзивное образование в практике работы массовой школы» и др. участники посмотрели инклюзивные творческие номера детей, а также выступление сводного хора учащихся нескольких образовательных учреждений. Своим опытом в проведении на региональном уровне инклюзивного творческого фестиваля «Крылатые качели» поделились коллеги из г. Чусовой.

- Я хочу поблагодарить каждого участника программы по формированию толерантности, в которой за три года приняли участие самые разные жители Выксы: педагоги, социальные работники, психологи, журналисты, родители и ученики, - сказала Ирина Седых. – Уверена, что наши совместные усилия станут прочным фундаментом для строительства новых отношений между людьми. И неважно будет это здоровый человек или инвалид. Через несколько лет сегодняшние ученики вырастут и станут взрослыми. И уже не придется убеждать в необходимости совместного обучения школьников и особенных детей, и они не пройдут мимо человека, которому нужна помощь и поддержка. То, что сегодня кажется кому-то педагогическим экспериментом, через несколько лет станет нормой жизни. Изменение общественного сознания и взаимоотношения людей – сложный процесс. Он будет развиваться и совершенствоваться годами. Уроки доброты, милосердия и заботы, которые проводят участники нашей программы, останутся в душах и сердцах школьников примером нравственного отношения порядочных, честных и ответственных людей к проблемам особенных детей.

Напомним, в проекте приняли участие 14 образовательных учреждений г.о.г. Выкса (10 общеобразовательных школ и 4 дошкольных учреждения) и более 100 педагогов.

Куратор проекта – директор АНМЦ «Развитие и коррекция», эксперт Комитета по образованию Государственной Думы  РФ, эксперт Совета по специальному инклюзивному образованию Министерства образования и науки РФ Елена Дмитриевна Худенко.

В течение 3 лет в рамках проекта был организован цикл меропри­ятий: курсы повышения квалификации, в ходе которых повышался уровень правовых знаний; отрабатывались инновационные техно­логии внедрения ФГОСов; технологии разработки АООП и СИПР; расширялся диапазон методов и приемов психолого-педагогиче­ской работы с детьми; отрабатывалась технология психолого-пе­дагогического консультирования детей и их родителей; давался инструментарий по разработке плана индивидуальной работы с се­мьей; проводились циклы родительских собраний, круглых столов, встреч, консультаций с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, цикл вебинаров, в ходе которых освещались основные за­коны, регламентирующие права и возможности ребенка-инвалида и его семьи; освещались технологии развития компенсаторных меха­низмов ребенка-инвалида; рассматривались вопросы организации режима дня в семье. Особое внимание было уделено методологи­ческому обеспечению работы по «Формированию толерантного от­ношения к детям-инвалидам, детям с ОВЗ». Были разработаны, изданы и распространены среди педагогов, родителей книги, программы, буклеты, информационно-методиче­ские материалы, в которых излагалась четкая и конкретная инфор­мация, направленная на повышение уровня правовых знаний, уров­ня профессиональных компетенций специалистов. Система постоянно действующего on-line консультирования помог­ла многим родителям решить проблемы своего ребенка-инвалида.

Самым интересным в этом проекте стали «Уроки доброты», ко­торые проводились во всех 14-ти учреждениях, задействованных в проекте. Творчество, креативность, высокий профессиональный уровень педагогов, участвовавших в про­екте, а также гуманистическая направленность этих уроков спо­собствовали эффективному решению поставленных задач, дети с большим удовольствием принимали участие в таких уроках.

Мониторинг изменений толерантного сознания у учителей, ро­дителей и учащихся проводился постоянно (2 раза в год). Наиболее благодатной аудиторией оказались ученики 1-4 клас­сов, которые в большинстве своем дали положительную оценку на совместное обучение с ребенком-инвалидом.

Итоги проекта - педагогическое сообщество г. Выкса вышло на качественно иной уровень взаимоотношений учитель — ученик; произошли изменения менталитета учителя в сторону психологической готовности обучать всех с учетом особен­ностей каждого. Родители и с той, и с другой стороны готовы понимать друг друга; дети — адекватно воспринимают ученика, не такого, как они и гото­вы ему помочь.

 

Справка. 1 сентября 2016 г. в РФ вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который позволит включить детей с ОВЗ в полноценную жизнь образовательного учреждения: уроки, праздники, дополнительные занятия и др. Одним словом, все, что доступно для обычного ребенка, должно стать доступным и для ребенка с особыми потребностями. И главное здесь не пандусы и безбарьерная среда (хотя и это очень важно), а психологическое принятие такого ребенка как обычного.

Инклюзивное образование – системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Оно касается детей с ОВЗ, их родителей, обычных развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Оно направлено на развитие толерантности, то есть принятие другого – не такого, как ты. 

        

_____________________________

Благотворительный фонд «ОМК-Участие» оказывает адресную помощь нуждающимся или попавшим в беду детям, а также семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сотрудничает с учреждениями, оказывающими адресную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, детям из малообеспеченных и многодетных семей.

Фонд сотрудничает с НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина: закуплено медицинское оборудование и расходные материалы, оборудованы три игровые комнаты, проводятся благотворительные акции для маленьких пациентов онкоцентра. Фонд патронирует сайт «Детская онкология. РФ» и сотрудничает с Российским обществом детских онкологов.

Фонд проводит образовательные семинары для учителей, психологов и социальных педагогов Выксунского района, работающих с инвалидами. С целью сформировать систему комплексной реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья фонд осуществляет проект «Выкса – город равных возможностей», отмеченный в числе лучших социальных и благотворительных практик всероссийского конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности – 2013».

Фонд стал инициатором фестиваля городской культуры «АРТ-Овраг», который проводит с 2011 года совместно с ОМК, ВМЗ и администрацией города Выкса. На три дня городской парк и улицы Выксы превращаются в фестивальную площадку, представляющую разные виды современного искусства.

Учредители фонда – группа топ-менеджеров Объединенной металлургической компании. Президент фонда – Председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых. БФ «ОМК-Участие» работает в регионах присутствия ОМК:  Альметьевске (республика Татарстан), Благовещенске (республика Башкортостан), Выксе (Нижегородская область), Челябинске (Челябинская область), Чусовом (Пермский край).

Актуальную информацию о работе фонда Вы можете найти на страницах фонда в социальных сетях:   Инстаграм, ФейсбукТвиттер и В Контакте