Инвалидность: почему мы по-разному понимаем этот термин?

Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация городского округа Выкса в рамках соглашения о взаимодействии по развитию инклюзии представляют серию информационных материалов, которые помогут узнать больше о понимании инвалидности, инструментах адаптации пространств и мероприятий, тонкостях общения и многом другом. Чтобы наиболее полно раскрыть каждую тему и привести нужные примеры, мы обратились к экспертам в различных областях. Если у вас останутся вопросы, касающиеся инклюзии, напишите нам и мы постараемся найти ответы.

Инвалидность: почему мы по-разному понимаем этот термин?

67a663cdbf7c809e7ac9bc5a464e09e3-cropped.jpg– Развивая инклюзию, мы пытаемся сделать так, чтобы всем людям было одинаково комфортно участвовать в совместных делах и процессах. При этом мы понимаем, что в силу обстоятельств, все не могут быть равны «по умолчанию». Мы все разные! Поэтому необходимо на практике создавать равные права и возможности для людей, которые находятся в разных жизненных условиях. Например, для людей с инвалидностью и без. Чтобы лучше понимать людей с инвалидностью, нужно сперва разобраться с тем, что же такое инвалидность, – рассказывает Марина Потанина, куратор направления «Музейное гостеприимство» Государственного музея-заповедника «Царицыно», стоявшая у истоков проекта «Выкса. Доступ есть».

Понимание инвалидности – сложная тема, которая неизменно вызывает множество вопросов, вне зависимости от того, насколько часто мы сталкиваемся с людьми с инвалидностью в повседневной жизни. В тоже время, это основополагающий момент для развития инклюзии в обществе, позволяющий создать атмосферу, в которой комфортно самым разным людям: людям с разными формами инвалидности, разных национальностей, разного возраста. В этой статье поговорим об инклюзии применительно к теме инвалидности и попробуем разобраться, как разные подходы к пониманию инвалидности влияют на общение людей с инвалидностью и без.

Существуют два противоположных подхода к осмыслению инвалидности как феномена, и два метода работы с этой темой. Они выражаются в двух противоположных моделях – медицинской и социальной.

Медицинский подход исходит из того, что инвалидность – это болезнь. С этой точки зрения проблема заключается в особенностях человеческого здоровья. Следовательно, устранить проблему можно лечением, реабилитацией или изоляцией человека с инвалидностью в специализированном учреждении.

IMG_7560_resize.jpgОтличный пример медицинской модели понимания инвалидности дает диалог девочки Жени с мальчиком Витей из сказки Валентина Катаева «Цветик – Семицветик». В самом конце этого произведения мальчик, который не мог ходить, благодаря чудесному последнему лепестку «вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». Вылечить, а потом играть, общаться, учиться наравне со всеми, строить отношения – это и есть медицинская модель понимания инвалидности. К сожалению, вылечить все можно только в сказке.

А если нельзя вылечить, то что же, человек обречен из-за особенностей здоровья быть выключенным из общественной жизни? Вовсе нет. Социальная модель понимания инвалидности предполагает принятие человека со всеми его особенностями и видит проблему не в них, а в барьерах, которые общество выстраивает вокруг этих особенностей.

Общество может выстроить взаимодействие с человеком так, чтобы его особенности стали несущественными. Все тот же мальчик из сказки «Цветик – Семицветик» будет по-разному себя чувствовать, путешествуя по разным городам. Так, в Москве ему будет сложно пользоваться метро – не на всех станциях есть лифты, а по эскалатору на костылях спускаться практически невозможно. В Москве ему будет удобно передвигаться на такси. В другом городе пользоваться такси не придется – общественный транспорт там устроен так, чтобы быть максимально комфортным для человека на инвалидной коляске или на костылях.

-8gjoymK7eo.jpgВо многих российских городах на человека на коляске прохожие обращают внимание, потому что человек с инвалидностью до сих пор воспринимается как что-то неестественное. Прохожим сложно поверить, что эти люди гуляют просто так. А вот в Лондоне или Нью-Йорке появление такого человека не вызовет никакого интереса, потому что активная роль человека с инвалидностью давно стала привычным делом.

Получается, что один и тот же человек будет иметь разные возможности в городах с разными социальными условиями. В Выксе подход к инклюзии строится именно на социальной модели понимания инвалидности. Отсюда главные задачи, которые ставят перед собой фонд «ОМК-Участие» совместно с администрацией города. Чтобы сделать Выксу по-настоящему инклюзивным городом, мы стремимся максимально убрать имеющиеся барьеры – в архитектуре и городских пространствах, в обеспечении современными техническими средствами и системами для образования и работы, вовлечения в культурную и социальную жизнь. А самое главное, мы хотим преодолеть психологические барьеры и стереотипы, которые мешают нормальному общению людей с инвалидностью и без.

Инвалидность может быть временным или постоянным состоянием человека, но главное, что это состояние привычно для него. Человек привыкает к инвалидности, учится с этим жить. И делает собственный выбор – ощущать себя как «вечного больного» или обычного человека, живущего в новых условиях. Наша задача – сделать эти условия столь же комфортными, как и для людей без инвалидности.