Инвалидность: почему мы по-разному понимаем этот термин?
Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация городского округа Выкса в рамках соглашения о взаимодействии по развитию инклюзии представляют серию информационных материалов, которые помогут узнать больше о понимании инвалидности, инструментах адаптации пространств и мероприятий, тонкостях общения и многом другом. Чтобы наиболее полно раскрыть каждую тему и привести нужные примеры, мы обратились к экспертам в различных областях. Если у вас останутся вопросы, касающиеся инклюзии, напишите нам и мы постараемся найти ответы.
Инвалидность: почему мы по-разному понимаем этот термин?
– Развивая инклюзию, мы пытаемся сделать так, чтобы всем людям было одинаково комфортно участвовать в совместных делах и процессах. При этом мы понимаем, что в силу обстоятельств, все не могут быть равны «по умолчанию». Мы все разные! Поэтому необходимо на практике создавать равные права и возможности для людей, которые находятся в разных жизненных условиях. Например, для людей с инвалидностью и без. Чтобы лучше понимать людей с инвалидностью, нужно сперва разобраться с тем, что же такое инвалидность, – рассказывает Марина Потанина, куратор направления «Музейное гостеприимство» Государственного музея-заповедника «Царицыно», стоявшая у истоков проекта «Выкса. Доступ есть».
Понимание инвалидности – сложная тема, которая неизменно вызывает множество вопросов, вне зависимости от того, насколько часто мы сталкиваемся с людьми с инвалидностью в повседневной жизни. В тоже время, это основополагающий момент для развития инклюзии в обществе, позволяющий создать атмосферу, в которой комфортно самым разным людям: людям с разными формами инвалидности, разных национальностей, разного возраста. В этой статье поговорим об инклюзии применительно к теме инвалидности и попробуем разобраться, как разные подходы к пониманию инвалидности влияют на общение людей с инвалидностью и без.
Существуют два противоположных подхода к осмыслению инвалидности как феномена, и два метода работы с этой темой. Они выражаются в двух противоположных моделях – медицинской и социальной.
Медицинский подход исходит из того, что инвалидность – это болезнь. С этой точки зрения проблема заключается в особенностях человеческого здоровья. Следовательно, устранить проблему можно лечением, реабилитацией или изоляцией человека с инвалидностью в специализированном учреждении.
Отличный пример медицинской модели понимания инвалидности дает диалог девочки Жени с мальчиком Витей из сказки Валентина Катаева «Цветик – Семицветик». В самом конце этого произведения мальчик, который не мог ходить, благодаря чудесному последнему лепестку «вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». Вылечить, а потом играть, общаться, учиться наравне со всеми, строить отношения – это и есть медицинская модель понимания инвалидности. К сожалению, вылечить все можно только в сказке.
А если нельзя вылечить, то что же, человек обречен из-за особенностей здоровья быть выключенным из общественной жизни? Вовсе нет. Социальная модель понимания инвалидности предполагает принятие человека со всеми его особенностями и видит проблему не в них, а в барьерах, которые общество выстраивает вокруг этих особенностей.
Общество может выстроить взаимодействие с человеком так, чтобы его особенности стали несущественными. Все тот же мальчик из сказки «Цветик – Семицветик» будет по-разному себя чувствовать, путешествуя по разным городам. Так, в Москве ему будет сложно пользоваться метро – не на всех станциях есть лифты, а по эскалатору на костылях спускаться практически невозможно. В Москве ему будет удобно передвигаться на такси. В другом городе пользоваться такси не придется – общественный транспорт там устроен так, чтобы быть максимально комфортным для человека на инвалидной коляске или на костылях.
Во многих российских городах на человека на коляске прохожие обращают внимание, потому что человек с инвалидностью до сих пор воспринимается как что-то неестественное. Прохожим сложно поверить, что эти люди гуляют просто так. А вот в Лондоне или Нью-Йорке появление такого человека не вызовет никакого интереса, потому что активная роль человека с инвалидностью давно стала привычным делом.
Получается, что один и тот же человек будет иметь разные возможности в городах с разными социальными условиями. В Выксе подход к инклюзии строится именно на социальной модели понимания инвалидности. Отсюда главные задачи, которые ставят перед собой фонд «ОМК-Участие» совместно с администрацией города. Чтобы сделать Выксу по-настоящему инклюзивным городом, мы стремимся максимально убрать имеющиеся барьеры – в архитектуре и городских пространствах, в обеспечении современными техническими средствами и системами для образования и работы, вовлечения в культурную и социальную жизнь. А самое главное, мы хотим преодолеть психологические барьеры и стереотипы, которые мешают нормальному общению людей с инвалидностью и без.
Инвалидность может быть временным или постоянным состоянием человека, но главное, что это состояние привычно для него. Человек привыкает к инвалидности, учится с этим жить. И делает собственный выбор – ощущать себя как «вечного больного» или обычного человека, живущего в новых условиях. Наша задача – сделать эти условия столь же комфортными, как и для людей без инвалидности.