17.07.2024
Центральным событием фестиваля стала театральная постановка «Призраки опер». Идея обратиться к истории выксунского усадебного театра, существовавшего в городе два столетия назад, принадлежит основательнице фестиваля Ирине Седых – а воплотили ее художественный руководитель спектакля Петр Айду, музыкальный руководитель Григорий Кротенко и режиссер Елизавета Мороз. Взяв за основу фрагменты опер, звучавших когда-то в Выксе, авторы спектакля дополнили их воспоминаниями из дневников капельмейстера Николая Афанасьева. Создание особой атмосферы призрачного театра легло на плечи художника Наны Абдрашитовой, художника по свету Эмиля Авраменко и видеохудожника Алана Мандельштама. На специально возведенной в парке сценической площадке объединились музыканты Персимфанса, вокальный ансамбль Intrada, солисты лучших музыкальных театров России и Большой выксунский хор.
На территории выксунского завода ОМК представили новый мурал «Крепче стали» Артема Стефанова и Владимира Абиха. «Крепче стали» – фраза, которая в равной степени относится к закалке металла и человеческого характера. Владимир Абих уже использовал эти слова в своей работе 2018 года – выполненной, собственно, из стали; теперь же они легли в основу нового мурала. Слова наложены на динамичный абстрактный фон, созданный Артемом Стефановым (STFNV). Художник увидел в процессе закалки стали нечто мистическое. Он передал это ощущение через постепенный распад цвета внутри изображения, создающий легкий голографический эффект.
Уже не первый год одним из главных событий «Выкса-фестиваля» становится большой музыкальный концерт, в этот раз прошедший под лозунгом коллаборации между рэп-исполнителями и академическими музыкантами. Участники концерта – звезды русского хип-хопа Хаски и Слава КПСС – специально для Выксы создали совместные программы с академическими музыкантами. Композиции Хаски, которые помог переосмыслить композитор Алексей Ретинский, прозвучали в сопровождении фолк-ансамбля «Толока», брасс-квинтета, электронных инструментов и фортепиано. Слава КПСС и петербургский композитор Настасья Хрущева представили новую версию альбома «Солнце мертвых» для вокала, рояля и баяна. В перерывах между выступлениями на сцене появлялись участники поэтического слэма – молодые авторы с опытом в поэтических соревнованиях и независимым взглядом на мир. Кураторами этой части концерта выступили поэты, драматурги и организаторы московских слэмов Андрей Родионов и Екатерина Троепольская.
Спектакль «Сочинение будущего» стал еще одним важным событием основной программы фестиваля. Режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова и более 30 выксунцев разных возрастов взяли за основу идеи Александра Сухово-Кобылина — драматурга XIX века, чья жизнь была связана с Выксой. Сухово-Кобылин мечтал о новом этапе эволюции человечества, который, по его представлениям, будет связан с космосом; продолжая его идеи, участники спектакля создали на трех этажах выксунской гимназии №14 воображаемый «Институт летания». В нем, согласно замыслу авторов, изучают далекие галактики, принимают гостей из других цивилизаций и готовят к полету космическую экспедицию. Спектакль был устроен как открытое пространство: каждый зритель мог свободно перемещаться по этажам «Института летания», задерживаясь у тех фрагментов, которые особенно привлекли его внимание.
Кульминацией детской программы в фестивальную субботу стало шествие «А может это сон?» – 11 детей из Выксы вместе с кураторской группой «Край» и художницами из Перми стали авторами фантастических фигур из снов, которые возглавили театрализованный парад. Автором концепции выступила художница Любовь Шмыкова, а режиссером шествия стал Александр Горчилин. К феерическому шествию присоединились сотни жителей города, которые прошли по городском парку и вышли к главной городской набережной, собирая по дороге новых участников.
Роскошный фотоотчет о фестивале смотрите здесь.
«Выкса-фестиваль 2024»: более 30 событий и 35 тысяч гостей
Тринадцатый фестиваль новой культуры «Выкса-фестиваль» прошел с 12 по 14 июля. Тему «Вы откуда и куда?» – предложил журналист и медиаменеджер Юрий Сапрыкин: фестивальные события этого года связаны с историями Выксы и ее жителей, помогают понять прошлое и настоящее города и наметить пути движения в будущее. За три дня в Выксе прошло более 30 фестивальных событий, которые посетило свыше 35 тысяч человек. В большинстве активностей самое непосредственное участие приняли местные жители разных возрастов.Центральным событием фестиваля стала театральная постановка «Призраки опер». Идея обратиться к истории выксунского усадебного театра, существовавшего в городе два столетия назад, принадлежит основательнице фестиваля Ирине Седых – а воплотили ее художественный руководитель спектакля Петр Айду, музыкальный руководитель Григорий Кротенко и режиссер Елизавета Мороз. Взяв за основу фрагменты опер, звучавших когда-то в Выксе, авторы спектакля дополнили их воспоминаниями из дневников капельмейстера Николая Афанасьева. Создание особой атмосферы призрачного театра легло на плечи художника Наны Абдрашитовой, художника по свету Эмиля Авраменко и видеохудожника Алана Мандельштама. На специально возведенной в парке сценической площадке объединились музыканты Персимфанса, вокальный ансамбль Intrada, солисты лучших музыкальных театров России и Большой выксунский хор.
На территории выксунского завода ОМК представили новый мурал «Крепче стали» Артема Стефанова и Владимира Абиха. «Крепче стали» – фраза, которая в равной степени относится к закалке металла и человеческого характера. Владимир Абих уже использовал эти слова в своей работе 2018 года – выполненной, собственно, из стали; теперь же они легли в основу нового мурала. Слова наложены на динамичный абстрактный фон, созданный Артемом Стефановым (STFNV). Художник увидел в процессе закалки стали нечто мистическое. Он передал это ощущение через постепенный распад цвета внутри изображения, создающий легкий голографический эффект.
Уже не первый год одним из главных событий «Выкса-фестиваля» становится большой музыкальный концерт, в этот раз прошедший под лозунгом коллаборации между рэп-исполнителями и академическими музыкантами. Участники концерта – звезды русского хип-хопа Хаски и Слава КПСС – специально для Выксы создали совместные программы с академическими музыкантами. Композиции Хаски, которые помог переосмыслить композитор Алексей Ретинский, прозвучали в сопровождении фолк-ансамбля «Толока», брасс-квинтета, электронных инструментов и фортепиано. Слава КПСС и петербургский композитор Настасья Хрущева представили новую версию альбома «Солнце мертвых» для вокала, рояля и баяна. В перерывах между выступлениями на сцене появлялись участники поэтического слэма – молодые авторы с опытом в поэтических соревнованиях и независимым взглядом на мир. Кураторами этой части концерта выступили поэты, драматурги и организаторы московских слэмов Андрей Родионов и Екатерина Троепольская.
Спектакль «Сочинение будущего» стал еще одним важным событием основной программы фестиваля. Режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова и более 30 выксунцев разных возрастов взяли за основу идеи Александра Сухово-Кобылина — драматурга XIX века, чья жизнь была связана с Выксой. Сухово-Кобылин мечтал о новом этапе эволюции человечества, который, по его представлениям, будет связан с космосом; продолжая его идеи, участники спектакля создали на трех этажах выксунской гимназии №14 воображаемый «Институт летания». В нем, согласно замыслу авторов, изучают далекие галактики, принимают гостей из других цивилизаций и готовят к полету космическую экспедицию. Спектакль был устроен как открытое пространство: каждый зритель мог свободно перемещаться по этажам «Института летания», задерживаясь у тех фрагментов, которые особенно привлекли его внимание.
Кульминацией детской программы в фестивальную субботу стало шествие «А может это сон?» – 11 детей из Выксы вместе с кураторской группой «Край» и художницами из Перми стали авторами фантастических фигур из снов, которые возглавили театрализованный парад. Автором концепции выступила художница Любовь Шмыкова, а режиссером шествия стал Александр Горчилин. К феерическому шествию присоединились сотни жителей города, которые прошли по городском парку и вышли к главной городской набережной, собирая по дороге новых участников.
«Тема фестиваля этого года «Вы откуда и куда?» – это вопрос про идентичность, малую родину, свои корни, историю и культуру. Этот вопрос может задать себе любой человек из любого уголка нашей большой страны и поразмышлять вместе с выксунцами.
Самый значительный результат нашего фестиваля – это вовлечение жителей Выксы в сам фестиваль, в создание всех творческих проектов, которые предлагают наши кураторы, режиссеры, художники. Динамика за время существования фестиваля мощная — от первых выпусков, когда местные жители только присматривались к фестивальным активностям, до очереди на все опенколлы, которые мы объявляем по каждому проекту. Так, заявки на участие в спектакле Бориса Павловича «Сочинение будущего» прислали более 120 выксунцев. Это действительно интересный и ценный опыт для подростков – и, конечно, это важная работа ребят с историческими текстами нашего первого космиста Сухово-Кобылина.Коротко о других фестивальных событиях:
В этом году в полную силу заработала новая институция, «Выксадром» – постоянно действующий продюсерский центр, который продолжает проекты фестиваля в течение года, готовит новых продюсеров и организаторов, умеющих придумывать и проводить фестивальные события, поддерживает связи с близкими по духу культурными и образовательными институциями по всей России – и помогает сделать Выксу лучше. Важно, что свою работу продолжают и уже существующие культурные площадки Выксы: пространство ExLibris, культурный центр «Волна» и арт-резиденция: за счет этих институций в городе появился новый культурный слой, а местные жители могут реализовывать свои запросы, не выезжая из Выксы» – отметила Ирина Седых, председатель попечительского совета БФ «ОМК-Участие».
- на набережной Верхне-Выксунского пруда в кафе «Оранжерея» совместно с галереей современного искусства DIDI (Санкт-Петербург) представлена серия работ, созданных специально для «Выкса-фестиваля» в сотрудничестве с местными жителями. Все работы можно приобрести онлайн на сайте галереи.
- спектакль «Это тебе» ставил вопрос, что из прошлого мы сохраняем и передаем в будущее. Режиссер Никита Славич предложил зрителям стать активными участниками действия и подумать о том, что мы получаем «в подарок» от предыдущих поколений, как распоряжаемся наследием, что оставляем после себя и как быть с «подарками», о которых мы не просили.
- в амфитеатре парка культуры и отдыха прошел стендап с музыкальной импровизацией «Все, что было в Выксе — остается в Выксе». При помощи профессиональных стендаперов выксунцы поставили шоу, в основу которого легли истории о городе и о себе. Завершился вечер диджей-сетом Роберта Гараева – автором книги «Слово пацана», которая легла в основу одноименного сериала.
- к культурном центре «Волна» открылись сразу две новые выставки. Экспозиция «Теперь ты здесь не местный» – результат насыщенной полугодовой работы учеников старших классов выксунских школ и кураторов школы «Каскад». «МММ: Маленький Мемориальный музей» – проект резидента «Волны» Юлии Шафаростовой. В работах Юлии документальное (найденные объекты, предметы из коллекции музея и архивные фотографии) и художественное (объекты из текстиля и бисера, тексты) сливаются, составляя тотальную инсталляцию, повествующую о непроницаемости музейных коллекций и архивов.
- на площадке «Выксадром» прошел шоукейс независимых музыкантов, завершившийся импровизацией от проекта «Cэйшен», в которой зрители оказались полноправными участниками музыкального процесса.
- знаковые проекты прошлых лет – походные театры «По углам» и «По домам» – продолжили работу и в этом году. Кроме того, в рамках фестиваля гости могли посетить цеха выксунского завода ОМК.
- образовательная программа фестиваля объединила креативных предпринимателей, творческих участников фестиваля и заинтересованных местных жителей. В событиях программы приняли участие Кирилл Маевский (ЦСК «Смена», издательство Ad Marginem), музыкант Петр Айду, Илья Орлов-Бунин (креативный кластер «На заводе»), Джейхун Мамедов (SETTERS MEDIA) и другие.
Роскошный фотоотчет о фестивале смотрите здесь.