Фонд «ОМК-Участие» помогает создать в Чусовом центр помощи детям с расстройствами аутистического спектра

Создание в Чусовом службы помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) обсудили в конце января. Менеджер благотворительного фонда «ОМК-Участие», руководитель проекта «Чусовой – город возможностей» Инга Ачкасова встретилась с заместителем главы Чусовского городского округа по социальной политике Татьяной Южаковой. На встрече речь шла о партнерстве фонда с администрацией округа и перспективах развития спектра услуг для детей с РАС.

«К сожалению, в Чусовом, да и во всем Пермском крае, у детей с РАС практически нет возможности получить квалифицированную помощь. Важнейшая задача Фонда – помочь в создании необходимого спектра услуг, который даст таким детям шанс на полноценную социализацию в обществе и равные права. У нас есть необходимый опыт и практические знания, которыми мы готовы делиться», – отметила Инга Ачкасова.

Чтобы представить опыт создания подобной службы в небольшом городе, в Чусовой прибыли специалисты детского инклюзивного центра «Созвездие», открытого в Выксе при содействии фонда «ОМК-Участие» в конце 2018 года на базе общественной организации родителей детей с инвалидностью. Именно родители составляют большинство специалистов центра.
Руководитель «Созвездия» Ирина Осипова провела установочно-мотивирующую лекцию для коллег из муниципального психологического центра Чусового. Ирина рассказала о становлении центра, о возможностях, которые открывает вовлеченность родителей в процесс воспитания, реабилитации, учебы, отдыха и социализации ребенка в обществе, а также о возможностях последующего трудоустройства. 

Из 78 семей, состоящих в «Созвездии», порядка 30 процентов воспитывают детей с РАС. С 2019 года эти дети получили возможность посещать занятия по прикладному анализу поведения (Applied behavior analysis, ABA), которые проводит педагог-психолог, специалист по АВА Елена Семенцова. Занятия посещают дети в возрасте от 9 до 13 лет.

Еще одна технология, которая дает возможность детям быть услышанными, общаться, учиться и в итоге социализироваться – система альтернативной коммуникации PECS. Дети общаются с окружающим миром с помощью обмена карточками. Мастер-класс по работе с этой техникой провела Наталья Сазоненко. 

«Я очень рада, что состоялась такая встреча, поскольку не все родители и даже специалисты в Чусовом знали про эти работающие технологии помощи детям с РАС. Сейчас родители детей, которые ходят на корректирующие занятия, смогут лучше понять суть этих занятий, говорить со специалистами на одном языке. Это очень важно – работая в команде и на занятиях, и дома, взрослые помогут ребенку быстрее добиться прогресса и достигнуть целей», – рассказала Ольга Кернер, педагог-психолог муниципального психологического центра.


Справка
Расстройства аутистического спектра – нарушения психического развития, которые наступают в младенчестве или детстве. Чаще всего они приводят к трудностям в общении, взаимодействии с другими, соблюдении общепринятых правил, ограниченности интересов, стереотипности (бессмысленному повторению) фраз, движений. У большинства диагноз проявляется в нарушениях речи, взаимодействия с окружающими, соблюдении правил поведения. АВА-терапия и техника PECS дают ребенку инструменты общения, с помощью которых он может просить желаемое и избегать не желаемого приемлемым способом, комфортным для него и окружающих.

DSCF8958.JPG
DSCF8976.JPG