Затишье после шторма: новая читка прошла в Выксе
В пространстве Ex Libris состоялась читка пьесы Ярославы Пулинович «Штормовое предупреждение». Проект «Драма_talk: между текстом и театром. Русским языком»», реализуемый при поддержке фонда «ОМК-Участие», призван знакомить зрителей с современной русскоязычной драматургией. Это дарит чистоту восприятия: без перевода, без различия менталитетов, без вековых провалов – буквальное наблюдение себя, своих знакомых со стороны.
Предваряя действие, режиссер Лев Харламов обратил внимание зрителей на акценты автора пьесы: гендерный перекос (Пулинович с удовольствием раскрывает женские характеры) и мировосприятие, а где-то и конфликт, разных поколений.
Шторм, следуя предупреждению, нужно переждать в безопасном месте. Какое оно – это место, где спокойно и хорошо? Для жены Анны – воспоминания о прошлой насыщенной жизни, для мужа Бориса – работа, для любовницы Лики – будущая финансовая стабильность. Однако вся троица находится в уютном муми-доме на берегу моря.
Что же в итоге, в чём правда? Адюльтер? Он привычен. Алкоголизм? Янтарная кислота. Неожиданная беременность? Аборт. Ожидаемая беременность? Квартира с использованием маткапитала. А на фоне – сводка бригады скорой помощи об очередной сломанной жизни. Возникает странное слово: страшно-привычно. В мире, где можно всё, в том числе заглянуть в чёрную дыру, иногда хочется быть выброшенным из бытия.
Пьесу надо прочитать и услышать. Она оставляет недосказанность и желание молчать и размышлять ещё долго-долго. Обсуждение после читки – это про то, что психологи – тоже люди, а алкоголизм – это бегство (хотя рислинг не плох), воспитание детей – одна из важнейших задач человека, а рождение нежеланного ребёнка может стать шансом к безбедному существованию, спасение же дерева, как и выход из зоны комфорта, должен быть своевременен. Иначе шторм всё снесёт. А вас ведь предупреждали.
«Только что после читки, в Выксе. Говорили много и разное, но не находилось главное. А вот вышли, заговорили с мужем, и пронзило – вот она, главная боль, огненная нить – боль за новое поколение, которое ищет и не понимает, как найти себя в этой жизни. Мы, несмотря ни на что, поколение устойчивое, закаленное. Мы пытаемся прививать молодым, как нам кажется, хорошее, светлое, вечное. Нам кажется, что мы даем им столько возможностей! А они хотят лежать камушком в море... И с чего начинается пьеса? Девочку убили. И дальше, дальше – девочек надо спасать, и не успеть спасти всех. Скорая везёт и везёт их в реанимацию. Они тонут в бездне, они не понимают, как им жить. Они хотят увидеть – где оно, счастье? И есть ли оно? Какие идеи вы будете прививать моему ребенку? И нет ответа ...», – пишет зрительница читки Маргарита Маркеева.